Сборные железобетонные элементы (изделия и конструкции)

Сборные железобетонные элементы (изделия и конструкции)

Основные виды сборных железобетонных изделий.

Классификация. Сборные железобетонные изделия и конструкции широко применяют во всех областях современного строительства. Промышленность выпускает большое число различных видов сборных железобетонных изделий и конструкций. В основу классификации железобетонных изделий положены следующие признаки: вид армирования, плотность и вид бетона, из которого изготовлено изделие, внутреннее строение изделия и его назначение.

По виду армирования железобетонные изделия подразделяют на предварительно напряженные и с обычным армированием.

По плотности и виду бетона различают изделия из особо тяжелых, тяжелых, легких и особо легких бетонов. Легкобетонные изделия, в свою очередь, могут быть получены на пористых заполнителях и из ячеистых бетонов.

В зависимости от вида вяжущего различают изделия из цементного бетона, силикатобетонные и гипсобетонные.

По внутреннему строению изделия могут быть сплошными и пустотелыми, изготовленными из бетона одного вида (однослойные изделия) или из нескольких видов бетона (например, трехслойные — из ячеистого бетона, с двух сторон покрытого плотным мелкозернистым бетоном).

По назначению железобетонные изделия подразделяют на три группы: для жилых и общественных зданий, для промышленных зданий и для инженерных сооружений. В свою очередь, изделия для жилых, общественных и промышленных зданий подразделяют на изделия для фундаментов, каркасов зданий, стен, перекрытий и покрытий, лестниц и санитарно-технические.

Изделия для фундаментов зданий (рис. 1). Фундаментные плиты — массивные железобетонные элементы трапецеидальной (рис. 1, а) или прямоугольной формы, укладываемые при устройстве фундамента непосредственно на грунт.

Фундаментные блоки стаканного типа (рис. 1, г) применяют в каркасных зданиях для опирания колонн. Они могут состоять как из одного элемента, так и из двух (отдельно блок и стакан).

Рис. 1. Изделия для фундаментов: а — блок-подушка, б, в — блоки для стен подвалов сплошной и пустотелый, г — блок стаканного типа

Бетонные блоки для стен подвалов — элементы в форме прямоугольного параллелепипеда (рис. 1, б и в) из тяжелого бетона, керамзитобетона и силикатного бетона плотностью не менее 1800 кг/м3 и маркой 100, 150 и 200. Блоки армируют лишь монтажной арматурой. В торцовой части блоков устраивают пазы, заполняемые при монтаже раствором. Керамзитобетонные блоки могут иметь несплошные, открытые вниз пустоты. Применяют блоки для устройства ленточных фундаментов и возведения стен подвалов для зданий всех видов.

Изделия для каркасов зданий (колонны; горизонтальные связи — ригели, прогоны, балки; фермы и арки) изготовляют из тяжелого бетона марок не ниже 200 и армируют несущей арматурой. Ригели, балки и фермы часто изготовляют из напряженно-армированного бетона. Все изделия для надежной связи друг с другом и передачи нагрузки имеют металлические закладные детали.

Изделия для каркасов промышленных зданий (рис. 2) отличаются от аналогичных изделий для жилых зданий большей несущей способностью и размерами. Так, высота колонн для жилых зданий достигает 7,5, а промышленных 35 м.

Балки в зависимости от перекрываемого пролета могут иметь тавровое или двутавровое сечение с отверстиями в вертикальной стенке для снижения ее массы. Изготовляют балки из бетона марок 300…400; армирование чаще напряженное. Длина балок— 12; 18 и 24 м.

Фермы (рис. 3) применяют как элементы покрытий пролетом 30 м и более; сборные железобетонные арки — для пролетов более 60 м.

Стеновые бетонные и железобетонные блоки предназначены для жилых и общественных зданий, а также производственных здании промышленного и сельскохозяйственного назначения. Выпускают большую номенклатуру блоков для наружных и внутренних стен. Размер блоков зависит от конструктивного решения здания и схемы разрезки стены: так, длина блоков может быть 400…3300 мм, высота 300…3900 мм. Толщина назначается по теплотехническим и конструктивным соображениям: для наружных стен 200…600 мм, для внутренних — 160…300 мм.

Рис. 2. Схема одноэтажного промышленного здания с железобетонным каркасом

Один из вариантов конструкции наружной стены из блоков показан на рис. 34. Сплошными линиями даны габариты блоков при двухрядной разрезке, пунктирными — при четырехрядной. Простеночные блоки 2 имеют только монтажную арматуру; они изготовлены с четвертями, которые используют для установки оконных блоков и образования вертикальных стыков между блоками. Перемы-чечные блоки выполняют из армированного бетона, способного воспринимать нагрузку от междуэтажного перекрытия.

Для наружных стен блоки могут быть одно- и двухслойные. Изготовляют их из различных видов бетона. Однослойные блоки наружных стен изготовляют главным образом из легких бетонов на пористых заполнителях марок М50…М100, плотностью 900… 1500 кг/м3 или ячеистых бетонов марок М25…М100, плотностью 600… 1000 кг/м3. Двухслойные блоки из утепляющего и изолирующего слоев применяют главным образом для зданий с повышенной влажностью воздуха. Утепляющий слой выполняют из конструкционно-теплоизоляционного бетона (обычно из легкого бетона на по-рйстых заполнителях марок М50.

Рис. 4. Конструкция стены из крупных блоков (вид изнутри помещения): 1 — перемычечный блок, 2 — простеночный блок, 3 — подоконный блок, 4 — плита перекрытия

Блоки внутренних стен делают однослойными. Вид и марка используемого бетона зависят от конструктивного решения стены (применяют тяжелые бетоны марок М100… М200 и легкие ячеистые марок М25…М50).

Блоки наружных стен выпускают с отделанной (окрашенной, покрытой плиткой) наружной поверхностью и подготовленной под отделку внутренней. Блоки внутренних стен выпускают с готовыми под отделку поверхностями.

Стеновые панели — крупноразмерные элементы (обычно высотой на этаж и длиной до 6 м) для монтажа полносборных зданий (рис. 35) — в зависимости от назначения и конструктивных особенностей подразделяют на следующие виды: – панели наружных стен отапливаемых зданий, изготовляемые из легкого бетона на пористых заполнителях, ячеистого бетона или из тяжелого бетона с теплоизоляционным слоем; – панели наружных стен неотапливаемых зданий и внутренних несущих стен, изготовляемые из тяжелого или легкого бетона; – панели перегородок, обычно изготовляемые из гипсобетона.

Рис. 5. Схема крупнопанельного полносборного жилого здания: 1 — фундаментный блок, 2—панель перекрытия, 3—несущая панель внутренней стены, 4— панель покрытия, 5 — наружная стеновая панель

Рис. 6. Стеновые панели, отделанные ковровой мозаикой

Марки тяжелых бетонов для панелей наружных стен — не ниже 200, для внутренних — не ниже 150; легкие бетоны всех видов должны иметь марку не ниже 50.

Наибольшее распространение в жилищном и общественном строительстве получили панели из легких бетонов на пористых заполнителях и панели из автоклавных ячеистых бетонов. Толщина панелей в зависимости от вида бетона и климатических условий на месте строительства 160…400 мм. Масса панелей достигает 5 т. В технико-эко-номическом отношении наиболее высокими достоинствами обладают крупноразмерные вибропрокатные керамзитобе-тонные панели.

Панели (рис. 6) выпускают с наружной защитно-декоративной отделкой (керамической плиткой, декоративными бетонами, водостойкими красками и т. п.) и внутренней, подготовленной под отделку. Окрашенные и остекленные оконные и дверные блоки должны быть установлены на место.

Элементы междуэтажных перекрытий. В зданиях всех типов используют железобетонные панели перекрытий. Размер панелей: длина 2,4…12 м, ширина 1,2…3,6 м, толщина 220 мм. Панели изготовляют из бетона марки не менее 200 и армируют обычной или предварительно напряженной арматурой.

Панели перекрытий кроме несущей способности должны удовлетворять требованиям звукоизоляции. С целью повышения звукоизоляционных свойств и снижения массы панели делают с пустотами (главным образом круглого сечения) или из легких бетонов на пористых заполнителях; применяют ребристые панели перекрытий со звукоизоляционными прослойками. Нижняя сторона панели служит потолком и выпускается в готовом к отделке виде, а верхняя служит основанием пола.

Панели и плиты покрытий. В зависимости от конструкции кровли они должны удовлетворять помимо несущей способности требованиям гидро- и пароизоляции, а для совмещенных (теплых) кровель — и теплоизоляции.

Панели покрытий изготовляют однослойными из тяжелого и легкого бетона на пористых заполнителях; слоистыми с несущей конструкцией из тяжелого бетона и теплоизоляционным слоем из ячеистого бетона или другого утеплителя; комбинированными в виде плиты из ячеистого бетона с ребрами из тяжелого бетона. Марка тяжелого бетона должна быть не менее 200, легкого на пористых заполнителях — не менее 150 и ячеистого — не менее 50.

Санитарно-технические устройства. Элементы водоснабжения, канализации, вентиляции и т. п. могут быть также выполнены в виде железобетонных изделий заводского изготовления. Водопроводные и канализационные трубы замоноличивают в тело специальных панелей; таким же образом получают отопительные панели. Для устройства вентиляции применяют специальные блоки со сквозными каналами. Высоту блоков назначают в соответствии с высотой помещения, ширина зависит от числа каналов и труб в них. Применение таких блоков существенно упрощает санитарно-технические работы на стройке.

Санитарно-технические кабины — полностью оборудованные и отделанные объемные элементы: в них установлены ванны, раковины, унитазы, смесители, а вся система труб сосредоточена внутри задней полой стенки кабины, такие кабины на стройке только подключают к соответствующим сетям.

Лестничные марши и площадки изготовляют из бетона марки не ниже 200. Ступени лестниц должны иметь отделанную поверхность. Лестничные площадки, как правило, покрывают керамической плиткой. Лестничные марши и площадки могут быть выполнены в виде одного цельного элемента. Применяют лестницы как в зданиях из сборного железобетона, так и в кирпичных зданиях.

Железобетонные перемычки для перекрытия оконных и дверных проемов в кирпичных зданиях бывают брусковые, плитные и балочные с отформованной четвертью для опирания панелей перекрытия. Перемычки изготовляют из тяжелого или легкого (на пористых заполнителях) бетона. Марка бетона не менее 200. Марка бетона по морозостойкости в зависимости от климатических условий Мрз 35… Мрз 200.

Изделия для инженерных сооружений. Железобетонные изделия широко применяют в дорожном строительстве (плиты покрытий дорог, бортовые камни, элементы мостов и путепроводов, шпалы, осветительные столбы и столбы контактной сети); при строительстве городских инженерных сетей (напорные и безнапорные железобетонные трубы диаметром от 0,5 до 3 м, элементы коллекторов и др.); при строительстве гидросооружений и мелиоративных систем.

Блок-комнаты и блок-квартиры. Дальнейшим развитием сборного строительства явилось заводское изготовление крупноразмерных объемных элементов зданий: блоков кухонь, санитарно-технических узлов, блок-комнат различных размеров. Такие объемные элементы имеют полную заводскую готовность: в них проложены все трубы, установлено необходимое оборудование, сделана электропроводка. Строительство зданий из объемных блоков сводится лишь к монтажу элементов в определенной последовательности и соединению всех их коммуникаций. Недостаток объемных элементов — значительные габариты, затрудняющие их доставку и монтаж.

Что такое железобетонные сборные конструкции — производство и применение

При возведении зданий в промышленной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве, социальной инфраструктуре используется сборный железобетон. Этот вид строительного материала по внутренней структуре и технико-эксплуатационным показателем не отличается от залитых монолитных конструкций. Отличается лишь способ изготовления изделий — сборные изготовляются на промышленной основе в заводских условиях, а литые — на стройплощадке.

Что это такое?

Определение и специфические особенности

Сборные железобетонные элементы, изготовленные на специализированных предприятиях, подвозятся к месту возведения, где они будут монтироваться в конструкции. Такая технология дает возможность перенести трудновыполнимые работы на заводские мощности, где имеется все необходимое оборудование. Это создает дополнительную экономическую выгоду, так как затраты на выпуск единицы изделия будет гораздо ниже, чем на месте строительства.

При использовании готовых железобетонных изделий нужно четко определить параметры будущей постройки.

Заводские изделия из железобетона имеют преимущества и недостатки, что сведены в таблице:

Читать еще:  Холодный асфальтобетон: плюсы и минусы, укладка

Виды изделий

Существует 4 типа сборных железобетонных конструкций, представленные в таблице:

Технология производства

Процесс по производству конструкций из сборного железобетона состоит из таких этапов:

  • Подготовка бетонной смеси.
  • Монтаж арматурного «скелета».
  • Заливка и формирование конструкции.
  • Созревание железобетона (для ускорения процесса используются специальные добавки или принудительное тепловое воздействие при помощи электронагревателей или сжигания ископаемых теплоносителей).
  • Выемка блока из формы.
  • Комплектация составляющих по маркировке.

Производство сборных железобетонных конструкцию должно руководствоваться СНИП 52—01—2003. Этот нормативный акт регламентирует не только процесс изготовления блоков, он обязывает проводить технические испытания готовой продукции. Также документ излагает основные требования к транспортировке железобетонных монолитов, монтажным работам.

При отпуске продукции от завода-изготовителя потребителю к расходным накладным и акту-приема-передачи прилагается специальная форма — спецификация. В этом документе, помимо стоимостных и количественных показателей, указаны и качественно-технические показатели отпущенных в продажу изделий и их соответствие принятым нормам.

Где применяются?

Изделия из сборного железобетона находят применения в таких сферах:

  • Подземное строительство. Элементы для фундаментов, цокольных этажей, подвальных помещений.
  • Надземные конструкции. Стенные части зданий и сооружений.
  • Каркасное строительство. Применяются при создании «скелета» строений.
  • Элементы сложных конструкционных устройств. Арки, балконы, колонны, смотровые площадки.
  • Сооружение оград. Применяются в виде блоков разнообразного вида.
  • Изготовления коммуникаций. Кольца для колодцев, канализационных сооружений.
  • Для объектов специального назначения. Бункера, мосты, причальные пирсы, емкости для хранилищ, тоннели.

Согласно вышеупомянутому СНИПу, строительные работы с элементами сборного железобетона можно проводить при температуре окружающей среды -40 С.

Инструменты и материалы для производства

Оборудование для промышленного изготовления сборных железобетонных блоков описано в таблице:

Основные виды железобетонных конструкций

Строительство современных объектов не обходится без конструкций из железобетона. У таких сооружений много плюсов. Железный остов со всех сторон защищен бетоном, который имеет длительный срок работы и не боится ни дождя, ни снега, ни жары, ни мороза. Железо плюс бетон – отличный тандем! Железобетонные изделия консолидируют как при растяжении, сжатии и сгибании, так и во время скручивания, срезания. Металлокаркас помогает добиться устойчивости, прочности и твердости сооружения, служит для уменьшения размеров и веса устройства. Применяя различные технологии, изготавливают монолитные, сборные, сборно-монолитные бетонные и железобетонные конструкции с ненапрягаемой и напрягаемой арматурой.

Особенности конструкций

Железобетонная конструкция нашла применение в строительстве жилых зданий, производственных сооружений и инженерных построек. Наиболее часто применяют сборный железобетон, но встречается монолитный и сборно-монолитный. Чтобы получить изделие наименьшей массы, насколько это позволяет технология, снизить расходы на оплату труда и материалы, для железобетонных конструкций применяют качественный бетонный раствор и арматуру высокой прочности.

Основные виды железобетонного изделия применяются в строительстве, где температурный режим не превышает пятидесяти градусов по Цельсию и не опускается до минус семидесяти градусов. Железобетонными конструкциями пользуются чаще стальных или каменных в случае возведения следующих объектов:

  • аэродромы;
  • атомные реакторы;
  • бункера;
  • дымовые трубы большой высоты;
  • различные массивные сооружения;
  • здания складского назначения;
  • дороги;
  • фундаменты;
  • морские сооружения;
  • заводские постройки.

Часто ЖБИ являются основой конструкций промышленных объектов и жилых домов.

В железобетонных конструкциях следующие преимущества:

  • прочность, которая со временем только увеличивается;
  • долговечность;
  • стойкость к воздействию огня;
  • относительно допустимая цена;
  • возможность собственноручного изготовления;
  • стойкость к сейсмической активности;
  • возможность железобетона принимать различные архитектурные формы.

К недостаткам относятся:

  • образование трещин;
  • большой вес;
  • требуется дополнительное утепление;
  • теплопроводность.

Вернуться к оглавлению

Основные виды конструкций

По типу изготовления различают:

  • Сборные. Имеют большую популярность за счет максимально механизированного строительства.
  • Монолитные. Применяют в строительстве монолитных сооружений, например, гидротехнических построек, тяжелых фундаментов.
  • Сборно-монолитные. Сборно-монолитные элементы соединяются как бетоном, так и сваркой.

По сфере использования бывают:

  • для жилых домов;
  • для промышленных построек;
  • для общественных зданий и сооружений.

Изделия из железобетона могут быть: ненапряженные и предварительно напряженные. Наиболее популярные ЖБИ, которые используют для строительства:

Распространенным видом железобетонных конструкций являются панели, которые используются в строительстве зданий и сооружений жилищного и промышленного назначения. Панель имеет плоскую прямоугольную форму, в которой могут быть проемы для дверей и окон, также – выступы для подоконников.

При перевозке панелей их устанавливают в вертикальном положении под наклоном в десять градусов. Транспортируя сразу несколько панелей, нужно исключить их соприкосновение, поэтому между ними прокладывают подкладки.

Железобетонные фермы используют для перекрытий в производственных сооружениях и культурных зданиях. Имеют вид плоской прямоугольной конструкции с решетками. При транспортировке изделий им придают вертикальное положение.

Фермы из железобетона имеют высокую прочность, жесткость, отличаются противопожарными свойствами и морозостойкостью. Производятся изделия из тяжелого, легкого или конструкционного бетона, в основном это аглопоритобетон и керамзитобетон. Применяя железобетонную ферму, следует тщательно подойти к ее установке. Проводят точный расчет несущей способности постройки. Проверяют качество элементов, размеры и готовят место опоры.

Балки и ригели

Балки и ригели нашли применение в строительстве фундаментов и покрытий, они выступают в роли несущих элементов для монтажа крановых механизмов. Балки производят односкатными, 2-скатными или прямоугольными. В процессе транспортировки балки ригели устанавливают в транспортное средство вертикально. Для опоры балок и ригель используют подкладки, установленные под нижнюю плоскость изделий. В зависимости от длины конструкции определяется расстояние между подкладками. Сбоку балок и ригелей проводят крепление по всей их высоте. Перевозка балок допускается только в вертикальном положении, горизонтальная транспортировка запрещена, так как существует риск разрушения изделий. Транспортируя одновременно несколько элементов, между ними прокладывают разделители толщиной больше десяти сантиметров.

Железобетонную конструкцию в виде свай используют для оснований промышленных и жилых сооружений. Сваи применяют для возведения конструкций на неустойчивых грунтах. При транспортировке свай им придают горизонтальное положение, обеспечивая опирание на специальные подкладки. Разрешается укладка свай на транспортное средство при перевозке ярусами.

Железобетонные сваи отличаются высокой устойчивостью к воздействию химических веществ и коррозии, обладают водонепроницаемостью и морозостойкостью. Сваи легко монтируются при наличии специального оборудования и способны обеспечить возводимому сооружению долговечность, высокую прочность и надежность.

Железобетонные стойки или стойки линий электропередач представляют собой опорный элемент для светильников и линий электропередач. При транспортировке разрешается перевозить стойки вместе одной группой, обеспечивая горизонтальное положение. При перевозке следует подготовить опору для стоек в виде специальной подкладки.

Главным назначением железобетонных стоек является возможность надежного удержания электропроводов на требуемом расстоянии от поверхности земли или воды. Надежность и прочность опор достигается путем применения в конструкции изделий арматурного каркаса и специального типа бетонного раствора. По отдельности каждая стойка линий электропередач различается по назначению и конструкции. Выделяют концевые, промежуточные, угловые и анкерные опоры из железобетона. Также изготавливают одноцепные и многоцепные.

Железобетонная колонна представляет собой несущий элемент жилых, культурных, промышленных и бытовых сооружений. Колонны изготавливают прямоугольной формы и двухветвевой, которая предназначена для тяжелой крановой нагрузки. Перевозят элементы штабелем, где первый ряд колонн кладут на грузовое место транспортного средства, а последующие ряды укладывают на предыдущий, застеленный специальными подкладками.

Объемные блоки

Железобетонные объемные блоки нашли применение при возведении общественных и жилых сооружениях. Представляют собой почти готовые строительные элементы с полой тонкостенной прямоугольной призмой и с проемами для дверей и окон.

Объемные блоки могут иметь изоляционные и утеплительные панели. При перевозке объемных блоков им придают вертикальное положение, при этом обеспечивая опирание элементов по четырем углам на грузовую платформу. Объемные блоки, выполненные из железобетона, имеют чувствительность к динамическим перегрузам, которые образуются в процессе перевозки. Эти строительные изделия из железобетона имеют особенность смещать центр тяжести от геометрического центра в поперечном и в продольном направлении. Чтобы избежать смещения блока в процессе перевозки, на грузовой площадке устанавливают специальные упорные выступы.

Санитарно-технические кабины

Санитарно-технические кабины используются при возведении зданий общественного и жилого назначений. Представлены объемными элементами с большой массой и габаритами. При перевозке шахты лифтов и санитарно-технических кабин разрешается вертикальное положение с опорой на грузовую площадку с двумя прокладками. Шахты лифтов, имеющие высоту до 140 сантиметров можно перевозить в 2 яруса по высоте, при этом устанавливая деревянные подкладки между рядами в высоту больше 10 сантиметров.

Железобетонные конструкции применяют в строительстве различных зданий и сооружений, и не только. Разновидности ЖБИ (панели, объемные блоки, фермы, сантехнические кабины) за счет своих габаритов, масс и условий, которые нужно соблюдать в процессе перевозки, требуют узкой специализации подвижного состава.

Транспортировка балок, колонн, опор и стоек линий электропередач, ригелей и свай имеет схожие требования к перевозочному процессу, поэтому схемы подвижного состава для их перевозки могут совпадать.

Все о сборных железобетонных конструкциях

Сборные железобетонные конструкции изготавливаются на заводах и только после этого доставляются на стройплощадку. С одной стороны, за счёт масштабирования производства это позволяет значительно снизить себестоимость единицы продукции, с другой — конструктор должен задавать чёткие параметры будущего изделия.

Сборные железобетонные конструкции позволяют в кратчайшие сроки возводить целые здания, но возможность модификации изделий в процессе работы крайне ограничена и связана с немалыми финансовыми затратами.

Есть виды железобетонных конструкций, которые изготавливаются только на заводах. Как пример — предварительно напряжённые СЖК. Обычно на предприятиях изготавливают только типовую продукцию. Безусловно, есть возможность заказа индивидуальных параметров, но за уникальность приходится доплачивать. Условно все технологии производства можно поделить на три вида:

  • конвейерная технология,
  • поточно-агрегатная технология,
  • стендовая технология,

Для предварительно напряжённых сборных конструкций используют такие способы производства: натяжение на бетон и натяжение на опоры. Арматура натягивается электромеханическим и электротермическим методом.

Общие характеристики

Характеристики сборных железобетонных конструкций зависят от сорта бетона и типа арматуры, которая в них используется. Бетон обладает такими качественными параметрами:

  • морозоустойчивостью,
  • прочностью,
  • высокой плотностью,
  • огнестойкостью.

Единственный недостаток бетона — это плохое сопротивление растяжениям. Чтобы его нивелировать используется арматура. Она может быть сделана из композита или из стали. Форма может быть разной, но в большинстве случаев применяются ребристые стальные стержни с круглым сечением.

Процесс монтажа

В начале монтажа проверяют состояние уже установленных сборных железобетонных конструкций. Дальнейший алгоритм процесса напрямую зависит от типа СЖК и целей, которые преследуют строители. Тем не менее есть пункты, которые всегда присутствуют в работе:

  1. Осмотр сборных железобетонных конструкций, подлежащих установке. Строители должны убедиться, что закладные детали расположены правильно и антикоррозийное покрытие не повреждено. Особое внимание уделяется арматуре, она не должна быть повреждена или деформирована.
  2. Проверяются проектные и монтажные отверстия. Их диаметр должен соответствовать показателям в проекте. Для замеров используется рулетка или метр.
  3. Сборные железобетонные конструкции исследуются на предмет трещин и раковин. Геометрическая форма изделия должна соответствовать проектной.
  4. После проверки все сборные железобетонные конструкции очищаются. Деформированные в процессе транспортировки детали выпрямляются. Удаляется наплыв бетона и счищается ржавчина (если такая была обнаружена).

Сборные железобетонные конструкции в процессе монтажа могут строповаться разными методами. Грузозахватные средства могут быть в виде траверсов, гибких строп или вакуумных захватов.

СНиП 52-01-2003 под редакцией от 2012 года

СНиП — это свод правил, который включает в себе набор норм и рекомендаций относительно производства, проектировки, монтажа и транспортировки сборных железобетонных конструкций.

Сборные железобетонные конструкции, несмотря на высокую прочность, должны транспортироваться согласно установленным нормам. Когда проектируется СЖК, во внимание берётся воздействие усилий, которые возникают при подъёме, перевозке и монтаже. При этом нагрузка зависит от массы и рассчитывается при помощи таких коэффициентов:

  • 1,4 — для монтажа;
  • 1,6 — для перевозок;
  • 1,25 — коэффициент динамичности.
Читать еще:  Пенобетон своими руками: состав, технология

Последний показатель является иллюстрацией граничной цифры, ниже которой коэффициент при расчётах не может опускаться. В противном случае надёжность и долговечность сборной железобетонной конструкции станет сомнительной.

Особое место в процессе проектирования сборных железобетонных конструкций играют узловые и стыковые элементы. Именно от их качества зависят эксплуатационные характеристики всей сборной конструкции.

В сборных железобетонных конструкциях большую роль играют петли. При их создании согласно СНиПу 52-01-2003 принято применять горячекатаную арматурную сталь. При этом её класс должен быть не ниже А240.

Если вы когда-либо имели дело с монолитными железобетонными конструкциями, то отлично знаете, что их нельзя монтировать при минусовой температуре без специального оборудования. СЖК лишены подобного недостатка. Согласно СНиПу их можно монтировать, когда на улице -40. Это никоим образом не повлияет на их эксплуатационные качества.

Характеристики сборных железобетонных конструкций согласно СНиПам

Особую роль в характеристиках сборных железобетонных конструкций играет армирование. Для достижения оптимального результата необходимо точно подсчитать расстояние от стержня к стержню и диаметр самой арматуры. Очень важно, чтобы стальные элементы полностью скрывали бетон. Есть специальные параметры защитного слоя для каждого типа зданий:

  1. Уровень влажности средний или пониженный, тип помещения закрытый — защитный слой не менее 15 мм.
  2. При высокой влажности в закрытых помещениях — 20 мм.
  3. На открытом воздухе — 25 мм.
  4. В грунте и фундаменте — 35 мм.

Для достижения нужных качественных показателей необходимо, чтобы сборные железобетонные конструкции отвечали этим характеристикам. Уменьшение защитного слоя бетона возможно лишь при наличии дополнительных мер защиты.

Если сборная железобетонная конструкция не имеет надёжного защитного слоя для арматуры, то высока опасность того, что до сборной конструкции доберётся коррозия. Это ставит под угрозу прочность всего здания.

Требования к монтажу согласно СНиПам

При строительстве здания из СЖК роль конструктора возрастает многократно. Именно он должен при помощи специальных программ заранее просчитать параметры будущего строения. Согласно данным характеристикам на заводе будут изготовлены изделия нужной формы и размера.

Монтаж должен проходить строго согласно утверждённому плану. В этом документе предусматривается очерёдность работ и дополнительные мероприятия по обеспечению нужной прочности. Сборные железобетонные конструкции собираются прямо на объекте и устанавливаются на положенное им в проекте место.

Испытания характеристик СЖК по СНиПам.

Перед тем как направить изделие заказчику или поставить его на поток, проводится целый комплекс сложных испытаний. В процессе тестируются такие характеристики:

  • устойчивость против трещин;
  • эксплуатационная пригодность;
  • общая оценка пригодности.

Тестирование проходит посредством изменения нагрузки на сборную железобетонную конструкцию. В некоторых случаях блоки специально разрушаются, чтобы узнать предельные значения прочности.

Обычно из партии берётся несколько изделий, и они поддаются разного рода испытаниям. Выбор последних во многом зависит от предназначения сборных железобетонных конструкций. Оценка пригодности состоит из таких показателей, как:

  • толщина защитного слоя;
  • прочность сварных соединений;
  • геометрический размер сечений и расположения арматуры;
  • прочность сварных швов;
  • механические свойства арматуры;
  • размер изделий.

На основе данных показателей формируется оценка всей партии, и выносится решение относительно её пригодности.

Сборные железобетонные конструкции изготавливаются только на заводах. В своё время это дало значительный толчок общей индустриализации промышленности. СЖК можно монтировать в любую погоду, а их стоимость находится на доступном уровне.

Железобетонные конструкции – характеристики, описание

Железобетонные конструкции + монтаж, фото и видео

На сегодняшний день ни один строй. объект не обходится без применения железобетонных изделий (то есть ЖБИ). Каждый день в мире производят примерно 2 миллиарда бетонных изделий, при этом те технологии, которые существуют, постоянно обновляются и еще дорабатываются.

Главным достоинством применения железобетонных конструкций является скорость и удешевление возведения домов разной сложности. Это возможно, в том числе и благодаря изготовлению монолитных железобетонных конструкций.

Характеристики конструкций железобетонного типа

Главные параметры таковы:

  • Повышенная устойчивость и жизнестойкость.
  • Работоспособность отлично переносить температурные перепады, а также сильные морозы.
  • Живучесть к влиянию огня и влаги.

Прочность бетонного изделия будет напрямую зависеть от качества цемента, а еще от качеств, которые имеют используемый песок и гравий. Конечное бетонное качество еще зависит от пористости (отношения числа пор к основному объему), а еще плотности (отношению массы до объема).

Обратите внимание, что бетонная пористость зависит от того, сколько в смеси цемента и появляется из-за испарения лишней воды при его недостаточности. Бетонная плотность напрямую воздействует на прочность изделия и его способность к противодействовать сжиманию.

Устойчивость таких конструкций к огню объяснимо небольшой тепловой проводимостью. Они могут переносить (при этом без заметных разрушений) до +1000 градусов тепла без результатов на протяжении длительного времени. Именно по этой причине бетонная продукция применяется во время строительства промышленных предприятий, которые работают при повышенном уровне температуры. Естественно, что важной особенностью конструкций из железобетона является устойчивость к морозам. Если материал насыщен достаточном количеством воды, то он способен выдерживать многочисленные температурные изменения без ощутимых потерь качества. по исследованиям уменьшение прочности получится минимальным.

Но при всех многочисленных достоинствах бетон характеризуется крайне малым сопротивлением растяжению. Чтобы не было проблем, которые с этим связаны, проводят укрепление элемента из стали армированного типа (к примеру, прутиками или проволокой) или остальных материалов. Такое изделие является крайне прочным и кроме того почти не поддается растяжению.

Подробности

Армирование

Если говорить про армирование, то это является комплексом работ, которые направлены на увеличение степени надежности и прочности изделий из бетона в промышленном и жилом строительстве. Естественно, что одним из самых лучших примеров использования армирования будет создание долговечного и прочного фундамента для покрытия пола. Главная работа заключается в создании основы из металла при стяжке.

Посредством армирования можно уменьшать количество применяемого бетона. Главными материалами для армирования будут:

  • Сетки из полимерного материала.
  • Стекловолокнистые изделия.
  • Армирующие проволочные прутики и сетки.

С таким широким выбором материалом, в любе время можно выбирать лучший вариант, который отвечает высокому качеству изготавливаемой конструкции.

Разновидности

Далее предлагаем рассмотреть различные виды конструкций из железобетона.

Монолитные

Железобетонные монолитные конструкции являются основным типом материала, который применяют для возведения всех типов построек. Железобетон сделан из стали и массы бетона и называется комплексным строительным материалом, который ускоряет темпы строительного процесса.

Важным преимуществом монолита можно называть низкую материалоемкость, а именно пространственная целостность, а если говорить профессионально, статическая высокая неопределенность.

К остальным сильным сторонам можно отнести устойчивостью к огню, прочность, долговечность, простота формообразования, малые расходы на эксплуатирование. А вот из минусов выделим то, что из-за усадки или нагрузок силового типа есть возможность появления трещин, высокая звуковая и тепловая проводимость, а также плотность. Сезонность проведения работ тоже относится к минусам, потому что все они должны быть проведены только в теплое время года.

Сборные ЖБИ

Сборные конструкции железобетонного типа являются изделиями готового типа, и СЖК делают на специализированных предприятиях, где есть все нужные устройства. Это даст возможность уменьшать цену изделий и получать высокую степень производительности. Когда-то изготовление СЖК благоприятно воздействовало на увеличение объемов строительства. Изделия сборного типа из железобетона являются универсальными, и из них есть возможность выстраивать в разную время года и при любой погоде. В подобных сборных конструкциях есть один, но ощутимый минус – большая трудоемкость. Для изготовления стыков используют арматурные приспособления и потому воздействуют на цену.

Железобетонные плиты

Это весьма популярный тип ЖБИ, которые используют на стройках при построении потолков, стен построек, перегородок и в жилых, и в коммерческих постройках. Плита из железобетона очень похожа на прямоугольник, который имеет дверные и оконные проемы, а также выступы для подоконников. На потолочных плитах из ЖБ проемов нет. На случай перевозки панели ставят вертикально под углом в 10 градусов. Категорически важно исключить соприкосновение плит, и под них требуется подкладывать особенные подкладки.

Фермы

Особенные железобетонные фермы используются в роли перекрытий в больших по размеру сооружений. Они сильно похоже на плоский прямоугольник с решетками, и перевозка должна быть произведена строго в положении стоя.

Ригели и балки

Именно балки и ригели применяют в роли компонентов несущего типа, в верхних, боковых и центральных местах строящегося здания. Они могут быть односкатного, двускатного или же с прямыми углами. В процессе специальной перевозки ригели монтируют прямиком по всей длине. В целях ригельной поры пользуются подосновами, которые устанавливают под нижнюю часть. От балочной длины зависит расстояние между прокладками, а сбоку их обязательно важно закрепить по всей длине. Транспортировка должна быть строго вертикально, а перевозка в горизонтальном виде недопустима, изделие может даже разрушиться. Перевозить можно сразу много частей, а между балками требуется прокладывать разделительные подкладки с толщиной больше 0.1 метра.

Строительстве зданий и построек промышленного, а также жилого назначения на грунте со слабой несущей способностью, не получится без использования в их фундаменте свай. Железобетонные сваи устойчивые к агрессивному химическому воздействию и практически не подвержены коррозии. Сваи могут сохранить работоспособность во мерзлых и влажных грунтах. Их установку проводят с использованием специализированного оборудования. Использование свай будет обеспечивать устойчивость здания, неизменность и прочность его фундамента. Сваи перевозят, укладывая горизонтально и опирают на подкладки из древесины. Допустима перевозка свай, которые уложены в несколько ярусов.

Стойки

Именно стойки способы послужить опорами электропередающих линий и освещения наружного типа. Их главным назначением является надежное размещение электрических проводов на заданной безопасной дистанции от разных поверхностей. Использование в конструкции опор каркаса из арматуры и специализированных бетонных марок обеспечивает их надежность и продолжительный эксплуатационный срок. Конструкционно такие железобетонные конструкции, как стойки можно поделить на такие виды:

  • Анкерные.
  • Угловые.
  • Промежуточные
  • Концевые.

Помимо этого, стойки для ЛЭП опор могут быть одноцепными и многоцепными. Еще допустимо группирование опор для из перевозки, при соблюдении горизонтального положения. Обязательно, чтобы были специальные подкладки в местах соприкосновения.

Колонны

Железобетонная колонна представляет собой несущие элементы сборного вида каркаса здания и строений производственного и жилищно-общественного предназначения. По большей части колонны могут быть квадратного или прямоугольного сечения. Для подкрановых тяжелых конструкций проводят двухветьевые колонны. Перевозка колонн железобетонного типа может быть произведена с укладкой штабелем, когда первый ряд уложен прямиком на грузовое место, а остальные ряда требуется укладывать на настил из специальных подкладок.

Объемные блоки

При постройке зданий и построек для промышленности применяют объемные блоки. Есть отдельные конструкции, которые используют в общественном и жилом строительстве. Это элементы с тонкими стенками, как правило, с дополнительным заполнением теплоизоляционными и звукоизоляционными материалами, с оконными и дверными проемами.

Они отличаются почти полной готовностью заводского типа. Перевозка блоков объемного типа может быть осуществлена лишь в вертикальном положении, так как они не переносят динамические нагрузки, которые неизбежны при перевозке. Чтобы не допускать смещения блока при движении на грузовых платформах, требуется обустроить специализированные упорные выступы.

Читать еще:  Газобетон или газосиликат что лучше ?

СТК (санитарно-технические кабины)

Такие кабины являются пространственной конструкций санитарного узла. Кабина этого типа используется при строительстве зданий для общественного применения и жилья. Есть большие объемы и габариты, и перевозка такого материала разрешена исключительно в вертикальном положении, причем опора осуществляется на грузовую платформу, с применением двух прокладок. Аналогичным методом перевозят лифтовые шахты, и устанавливать кабины требуется на фундамент, который выведен по горизонтальному уровню.

Сборно-монолитные ЖБИ

Они являются совокупностью элементов, и техника сборки проводится посредством совместного укладывания монолитного и сборного железобетона. В такой технологии важную роль будут играть качество взаимодействия сборных частей с монолитом. Допускается разность в габаритах и формах сборных элементов, для того, чтобы достичь лучшего качества. решение требуется принимать с учетом назначения обстоятельств и объектов. Требуется знать, что в СМЖК опалубкой для монолита будет сборный железобетон. Жесткость пространственного типа гарантируется монолитной заливкой, что приводит к снижению расхода материалов. В СМЖК сочетаются преимущества прежних видов, и за счет экономичности дают возможность выстраивать объекты с учетом современных способов. В монолитных элементах широко используют пористые бетоны, из-за чего в значительной степени уменьшается конструкционный вес.

Заключение

Монтаж железобетонных конструкций – тема для отдельной статьи. Такие конструкции используют не просто в постройке зданий, с учетом невысокой тепловой проводимости, применяются в промышленном цеху и не только. Разновидности ЖБК за счет габаритов, веса и условий, требуют точного соблюдения транспортировочного процесса и надлежащей подготовки состава подвижного типа. Технология создания изделий продолжает совершенствоваться.

Технология изготовления сборных железобетонных конструкций и изделий

При возведении зданий в промышленной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве, социальной инфраструктуре используется сборный железобетон. Этот вид строительного материала по внутренней структуре и технико-эксплуатационным показателем не отличается от залитых монолитных конструкций. Отличается лишь способ изготовления изделий — сборные изготовляются на промышленной основе в заводских условиях, а литые — на стройплощадке.

Что это такое?

Определение и специфические особенности

Сборные железобетонные элементы, изготовленные на специализированных предприятиях, подвозятся к месту возведения, где они будут монтироваться в конструкции. Такая технология дает возможность перенести трудновыполнимые работы на заводские мощности, где имеется все необходимое оборудование. Это создает дополнительную экономическую выгоду, так как затраты на выпуск единицы изделия будет гораздо ниже, чем на месте строительства.

При использовании готовых железобетонных изделий нужно четко определить параметры будущей постройки.

Заводские изделия из железобетона имеют преимущества и недостатки, что сведены в таблице:

Виды изделий

Существует 4 типа сборных железобетонных конструкций, представленные в таблице:

Технология изготовления сборных железобетонных конструкций и изделий

Сборные конструкции и детали из бетона и железобетона делят по отраслям строительства, назначению в здании или сооружении, характеру армирования, форме, габаритным размерам, массе и т. д.

Все признаки, по которым классифицируют сборные бетонные и железобетонные конструкции и детали, оказывают большое влияние на способ их изготовления, форму организации технологического процесса, а также оснащение его необходимым оборудованием и механизмами.

В зависимости от области применения различают конструкции и детали для промышленного, сельскохозяйственного, жилищно-гражданского и других отраслей строительства (гидротехнического, шахтного, дорожного и др.).

По назначению в здании и сооружении сборные бетонные и железобетонные изделия делят на отдельные группы (элементы каркаса): детали фундаментов, покрытий и перекрытий; лестничные марши и площадки; конструкции стен и перегородок; блоки отопительных и: вентиляционных систем; трубы и муфты; элементы сборных колодцев, оград и т. д. Так как здания и сооружения в различных отраслях строительства отличаются конструктивной схемой, действующими нагрузками, формой и габаритными размерами, аналогичные конструкции значительно отличаются друг от друга, хотя и объединены по назначению в одну группу.

По характеру армирования сборные конструкции бывают бетонные неармированные и железобетонные — с обычной (ненапряженной) или напряженной арматурой.

По форме различают сборные конструкции и детали: блочные конструкции в виде параллелепипеда с различными пустотами и без них (детали фундаментов и стен подвалов, вентиляционные и дымовые блоки, фундаменты под оборудование и т. д.); плоские, ребристые и криволинейные плиты с различной конфигурацией пустот и без них (панели покрытий, перекрытий, перегородок, элементы сводов, оболочек и т.д.); линейные (протяженные) квадратного прямоугольного, таврового и двутаврового сечений (балки покрытий и перекрытий, колонны, ригели, опоры контактных электросетей и т. д.); решетчатые (фермы, детали ограды и т. д.); трубчатые (трубы, муфты, детали колодцев, опоры линий электропередач, связи и т. д.); объемные (блок-комнаты, блок-квартиры и санитарно-технические кабины).

По массе и размерам конструкции и детали могут быть мелкими — массой до 150—200 кг (перемычки, ступени и т. д.) и крупные — массой 3—5 т и более (балки и панели покрытий и перекрытий, стеновые панели и т. д.). Сборные конструкции и детали должны быть технологичны в изготовлении, удобны в монтаже, экономичны по расходу материалов и не трудоемки в изготовлении.

Под технологичностью конструкций и деталей понимают простоту изготовления при небольшой трудоемкости и высоком качестве продукции, а также возможность механизации и автоматизации технологического процесса. Важнейшим условием организации массового выпуска экономичных сборных конструкций и деталей из бетона и железобетона является максимальное сокращение количества их типов и размеров. При заводском изготовлении однотипных изделий появляется возможность организации серийного выпуска продукции на высокомеханизированном и автоматизированном оборудовании.

Увеличение же количества типов и размеров выпускаемой продукции приводит к необходимости систематического изменения технологии производства, переналадке оборудования и приспособлений; невозможности применения специализированных автоматических линий и агрегатов, так как они обычно рассчитываются на массовый выпуск однотипной продукции. В результате этого снижается производительность труда и увеличивается стоимость продукции.

Под руководством Госстроя СССР проделана большая работа по разработке и внедрению в строительство новых прогрессивных сборных железобетонных конструкций и деталей ограниченной номенклатуры и типоразмеров. Это было осуществлено на основе введения единой модульной системы (ЕМС), унификации объемно-планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений и широкого применения типовых проектов. Согласно ЕМС все основные размеры зданий и сооружений (высота этажа, расстояние между осями стен и колонн и т. д.) и соответственно размеры сборных конструкций в смонтированном виде (с учетом размеров стыков и швов) должны быть кратны модулю, равному 10 см. При использовании крупноразмерных инструкций применяют укрупненные модули: 30, 60 и 120 см — для жилых зданий и 150, 300 и 600 см — для общественных и т. д. На основе ЕМС установлены унифицированные основные размеры зданий и сооружений для различных отраслей строительства, например ширина (пролет) промышленных зданий принята 6, 9, 12, 18, 24 м и т. д.

Наиболее широкая унификация объемно-планировочных и конструктивных решений достигается в типовых проектах, что позволяет сократить количество типоразмеров сборных железобетонных конструкций и деталей и создать общесоюзные каталоги унифицированных сборных железобетонных конструкций.

В СССР применялись: «Общесоюзный сортамент унифицированных строительных элементов жилых и общественных зданий», «Общесоюзный каталог индустриальных железобетонных и бетонные изделий, обязательных к применению в промышленном строительстве» (для возведения одноэтажных и многоэтажных зданий — каталоги К-1 и К-2, а инженерных сооружений — К-3). В ряде союзных республик созданы и использовались единые каталоги изделий для сельскохозяйственного строительства. В Москве, Ленинграде, Киеве и некоторых других городах были разработаны и внедрены «Единые каталоги унифицированных изделий» для всех видов строительства. Большинство сборных конструкций и деталей стандартизировано.

  1. Бетоноведение
  2. Технология изготовления сборных железобетонных конструкций и деталей
      Общие вопросы производства сборного железобетона Классификация, унификация и стандартизация сборных бетонных и железобетонных изделий
  3. Производственный и технологический процесс
  4. Основы организации производства
  5. Классификация предприятий сборного железобетона
  6. Приготовление бетонных смесей
  7. Производство растворных смесей
  8. Транспортирование бетонной смеси
  9. Заготовка арматуры
  10. Опалубка
  11. Подготовка форм, формование бетона и твердение изделий
  12. Армирование и формование предварительно напряженных изделий
  13. Особенности производства различных видов бетонных и железобетонных изделий
  14. Бетонирование различных конструкций
  15. Бетонные работы в зимних условиях
  16. Производство сборных конструкций и деталей из легких бетонов
  17. Производство сборных изделий из плотных силикатных бетонов и бетонов на бесклинкерном вяжущем
  18. Производство бетонных и железобетонных изделий на полигонах
  19. Общие правила техники безопасности и противопожарные мероприятия на строительной площадке

Технология производства


Производство материала состоит из нескольких этапов, каждый из которых должен соответствовать ГОСТам и нормативным актам.
Процесс по производству конструкций из сборного железобетона состоит из таких этапов:

  • Подготовка бетонной смеси.
  • Монтаж арматурного «скелета».
  • Заливка и формирование конструкции.
  • Созревание железобетона (для ускорения процесса используются специальные добавки или принудительное тепловое воздействие при помощи электронагревателей или сжигания ископаемых теплоносителей).
  • Выемка блока из формы.
  • Комплектация составляющих по маркировке.

Производство сборных железобетонных конструкцию должно руководствоваться СНИП 52—01—2003. Этот нормативный акт регламентирует не только процесс изготовления блоков, он обязывает проводить технические испытания готовой продукции. Также документ излагает основные требования к транспортировке железобетонных монолитов, монтажным работам.

При отпуске продукции от завода-изготовителя потребителю к расходным накладным и акту-приема-передачи прилагается специальная форма — спецификация. В этом документе, помимо стоимостных и количественных показателей, указаны и качественно-технические показатели отпущенных в продажу изделий и их соответствие принятым нормам.

Посмотреть «СНИП 52-01-2003» или

Классификация ЖБИ изделий

ЖБИ классифицируют на несколько видов по способу изготовления, но приведу основные и в настоящее время самые актуальные и востребованные:

  • Монолитные железобетонные конструкции — их возведение осуществляется непосредственно на том конкретном месте, где установку предусматривает проект, т.е. на стройплощадке возводят каркас из арматуры какото элемента, применяют опалубку и заливают бетоном. Пользуется огромной популярностью из-за своей индивидульности и нестандартности уже возведенного здания, но трудоемок и дорог.
  • Сборные железобетонные изделия и конструкции — их изготовлением занимаются специализированные заводы и предприятия, в заранее заготовленных формах, что позволяет массово производить сборные ЖБИ для обеспечения спроса заказчиков. За счет чего производство ЖБИ на заводах определенно экономичнее и дешевле производства монолитных железобетонных изделий.

Где применяются?


Конструкции из сборного железобетона применяются при строительстве надземных объектов, например, стенные части.
Изделия из сборного железобетона находят применения в таких сферах:

  • Подземное строительство. Элементы для фундаментов, цокольных этажей, подвальных помещений.
  • Надземные конструкции. Стенные части зданий и сооружений.
  • Каркасное строительство. Применяются при создании «скелета» строений.
  • Элементы сложных конструкционных устройств. Арки, балконы, колонны, смотровые площадки.
  • Сооружение оград. Применяются в виде блоков разнообразного вида.
  • Изготовления коммуникаций. Кольца для колодцев, канализационных сооружений.
  • Для объектов специального назначения. Бункера, мосты, причальные пирсы, емкости для хранилищ, тоннели.

Согласно вышеупомянутому СНИПу, строительные работы с элементами сборного железобетона можно проводить при температуре окружающей среды -40 С.

Автосалоны, автомойки и автосервисы


Автосалоны, автомойки и автосервисы
Здания, связанные с продажей, хранением и обслуживанием автомобильного транспорта строятся с использованием быстровозводимых монолитных, железобетонных и металлических каркасов, это могут быть автомойки, автосервисы, шиномонтаж и т.д. В качестве стеновых и кровельных материалов чаще всего применяются всё те же сэндвич-панели, а для придания более эстетичного внешнего вида нередко монтируются витражи из цветных, тонированных и прозрачных стёкол.

Инструменты и материалы для производства

Оборудование для промышленного изготовления сборных железобетонных блоков описано в таблице:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector